Министерством ЖКХ и строительства Калининградской области, в
целях ликвидации избыточных административных барьеров и в соответствии
с решениями Политического консультативного Совета при Губернаторе
Калининградской области, было направлено обращение в Управление ФАС
по Калининградской области с просьбой оценить перечень документов,
запрашиваемых ресурсоснабжающими организациями для заключения
договора, с точки зрения соответствия действующему законодательству.
Договоры энергоснабжения (поставки электрической и тепловой
энергии) имеют публичный характер, следовательно, ресурсоснабжающая
организация не в праве отказаться от заключения договора энергоснабжения
при представлении следующих документов.
1. Относительно заключения договора электроснабжения.
В соответствии с ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных
законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные
Правительством Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон
при заключении и исполнении публичных договоров.
В настоящее время заключение договоров поставки электрической
энергии регулируется Правилами функционирования розничных рынков
электрической энергии в переходный период реформирования
электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от
31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530).
Пунктом 62 Правил № 530 предусматривается, что договор
энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической
энергии) заключается в письменной форме. Лицо, намеревающееся
заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки)
электрической энергии), направляем гарантирующему поставщику заявку о
заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема
потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов,
подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его
заключения:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств
потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном
порядке;
обеспечение учета электрической энергии;
надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств
потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти
по государственному энергетическому надзору (для заявителей с
присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 100
кВт).
Из вышеизложенного следует, что в рамках реализации п. 62 Правил
№ 530 правомерным является требования ресурсоснабжающей организации о
предоставлении следующих документов:
1) заявления на заключение договора, в котором указываются:
объекты электроснабжения, включаемые в договор, их
местонахождение и статус;
2
режим работы объектов, включаемых в договор;
реквизиты юридического лица;
2) документы технического характера:
акт(ы) разграничения балансовой принадлежности электросетей и
эксплуатационной ответственности сторон на объект(ы), включенный(е) в
договор;
однолинейная схема электроснабжения на объект(ы), включенный(е)
в договор;
перечень силового оборудования, входящего в состав общего
имущества дома;
перечень субабонентов (при их) наличии, с указанием мощности,
наименования и статуса объектов субабонентов и их местонахождения;
заявка на приобретение электрической энергии по договору на
текущий год;
при смене владельца объекта энергоснабжения:
акт приема-передачи прибора(ов) учета;
письмо прежнего владельца объекта об исключении объекта из
расчетов по его договору.
2. Относительно заключения договора теплоснабжения.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями
539 -547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением
тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено
законом или иными правовыми актами.
Статья 539 ГК РФ устанавливает, что договор энергоснабжения
заключаемся с абонентом при наличии у него отвечающего установленным
техническим требованиям энергопринимающего устройства,
присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого
необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления
энергии. Таким образом, управляющие компании (ТСЖ) для заключения
договора теплоснабжения должны предоставить документы и сведения,
подтверждающие наличие энергопринимающих устройств, а также
возможности обеспечения учета потребления энергии. Иных требований и
правил законодательством РФ в настоящее время не установлено.
Одновременно, в рамках реализации ст. 539 ГК РФ правомерным
является требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении
следующих документов:
сведения об организации, в том числе банковские реквизиты;
теплотехнический проект на помещение.
Также должны быть указаны сведения об энергопринимающем
устройстве и о наличии субабонентов.
В случае если в многоквартирном доме отсутствует общедомовой
прибор учета тепловой энергии, требование о предоставлении технического
паспорта БТИ на дом может являться обоснованным.
По информации Управления ФАС по Калининградской области,
требования о представлении иных документов (в том числе документов
3
правового характера), помимо указанных выше, или отказ
энергоснабжающей организации в заключении договора ресурсоснабжения в
связи с не предоставлением иных документов, могут содержать признаки
нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции».
Министерство ЖКХ и строительства Калининградской области
рекомендует управляющим организациям и товариществам собственников
жилья руководствоваться вышеизложенными разъяснениями, а в случае
наличия конкретных фактов неправомерного отказа в заключении договоров
энергоснабжения, обращаться для их рассмотрения в антимонопольный
орган. |