Общественный Совет по промышленной политике и техническому регулированию Калининградской областиОбщественный Совет
по промышленной политике и
техническому регулированию
Калининградской области


 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

СРО Управляющих компаний

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Главная >> Новости >> Андрей Лоцманов ответил на вопросы журналистов телеканала «Эксперт-ТВ» о состоянии дел в области технического регулирования

Андрей Лоцманов ответил на вопросы журналистов телеканала «Эксперт-ТВ» о состоянии дел в области технического регулирования

Печать
18.12.2009 г.

Андрей Лоцманов ответил на вопросы журналистов телеканала «Эксперт-ТВ» о состоянии дел в области технического регулирования
7 декабря 2009 Первый заместитель Руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов ответил на вопросы журналистов телеканала «Эксперт-ТВ» о состоянии дел в области технического регулирования.
Диктор.
В конце ноября Дмитрий Медведев предложил передать деятельность по разработке техрегламентов от Госдумы к одному ведомству. Причиной он посчитал тот факт, что техрегламенты принимаются крайне долго. За 7 лет в деятельности Ростехрегулирования из семисот регламентов было принято всего 11. Эксперты стали призывать к отказу от техрегламентов и к возвращению к общемировой практике использования внутригосударственных стандартов, в том числе, советских ГОСТов.
Сегодня у нас в гостях Первый Заместитель Руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. Мы обсудим эту ситуацию.
Андрей Николаевич, здравствуйте.
Лоцманов.
Здравствуйте. Тема чрезвычайно злободневная и очень важная. И, к сожалению, вокруг этой темы очень много кривотолков и часто бывают спекуляции. Например, если вспомнить последнюю крупную аварию в Кузбассе, когда погибло несколько десятков человек, первое, что написали газеты: авария произошла потому что не было технического регламента о безопасности шахт. Когда выяснили причины аварии, оказалось, что просто аппаратура, которая должна была предупредить об опасной концентрации метана, не была настроена. То есть, часто за фразой о том, что не было технического регламента, и поэтому произошла беда – прячется простое головотяпство…
Вопрос:
Как вы думаете, кто-то специально хочет скомпрометировать этот закон?
Лоцманов.
Нет, дело в том, что вопрос технического регулирования и стандартизации – это очень сложный, специфичный вопрос, в котором простому обывателю очень сложно разобраться. Здесь нужно быть специалистом. К сожалению, закон «О техническом регулировании», который был принят семь лет назад,  в первой, не очень удачной редакции, заводил нас в тупик. И только поправки, принятые к этому закону 2 года назад по инициативе РСПП и при поддержке Ростехрегулирования и ряда ассоциаций   промышленников, позволили нам повести реформу в общепринятом русле, в соответствии с  европейской системой технического регулирования…
Вопрос:
Но, два года (прим.: исправлено) – все-таки немалый срок. Почему так мало регламентов разработано к данному моменту?
Лоцманов.
Дело в том, что в начале, как я уже говорил, регламенты разрабатывались в соответствии с первоначальной редакцией закона. И провозглашалось, что регламенты должны заменить стандарты. Это невозможно. Это был тупиковый путь. Поэтому полтора года назад, в 2007 году с внесением поправок в закон удалось развернуть реформу. И фактически реформа идет в нужном русле только полтора года. Поэтому и регламентов принято не много. Но надо сказать, что нам не нужно гнаться сегодня за большим количеством регламентов. Нам надо сегодня остановиться и посмотреть: какие регламенты мы приняли, и как они работают. Здесь есть несколько проблем. К сожалению, у целого ряда регламентов сегодня как бы нет «хозяина» – министерства или ведомства, которое отвечало бы за применение этого регламента. Вторая беда в том, что нет административной и уголовной ответственности за невыполнение технического регламента. И трагедия в Перми – типичный пример. Потому что правила пожарной безопасности есть, технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» есть, есть федеральный закон, но ответственность за их невыполнение ничтожна.
Вопрос:
Вы что-то делаете, чтобы эти серьезные недостатки устранить?
Лоцманов.
Во-первых, мы очень тесно сотрудничаем с разработчиками технических регламентов и, в частности, с МЧС. Мы с ними работаем рука об руку, и это сотрудничество дает большой эффект. Мы провели в этом году целую серию конференций в федеральных округах, которые позволили представителям промышленности понять, как применять регламент «О требованиях пожарной безопасности». Мы тесно сотрудничаем с Ростехрегулированием, с Минпромторгом, который отвечает за реформу. И с аппаратом Правительства, и с Администрацией Президента…
Вопрос:
А какова сейчас процедура принятия регламента?
Лоцманов.
Сегодня регламенты могут приниматься в двух формах: федеральным законом, или – постановлением правительства. Но обязательно – с широким общественным обсуждением.   К сожалению, многие регламенты «тонут» в согласованиях с федеральными органами исполнительной власти. У многих из них есть свои интересы, и это тормозит принятие регламентов. Поэтому сегодня есть предложение Президента, указание Президента – и Правительство над этим работает – упростить процедуру принятия технических регламентов.
Вопрос:
Упростить до какой степени?
Лоцманов.
С тем, чтобы по ряду технических регламентов передать полномочия по их принятию одному из федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос.
Сейчас получается, что, если они – в виде федеральных законов, то их принимает Государственная Дума. Многие специалисты отмечают, что  в Государственной Думе – специалисты, скажем так, в широкой сфере. Не всегда они четко представляют ту сферу, в которой они принимают технические регламенты. А к мнению специалистов не всегда прислушиваются.
Лоцманов.
Вот сейчас, надо сказать, готовятся поправки к закону «О техническом регулировании», и там совершенно четко прописывается, что в разработке технических регламентов и их согласовании должны принимать участие именно представители промышленности. Это – технические комитеты по стандартизации и Межотраслевые советы по стандартизации, которые сегодня РСПП создает совместно с Ростехрегулированием. То есть, участие промышленности в разработке и согласовании регламентов, конечно, будет гарантией того, что ошибок будет допускаться гораздо меньше, и регламенты будут легче внедряться в жизнь.
Вопрос.
Существуют ли какие-то определенные требования в отношении того, сколько технических регламентов должно быть принято?
Лоцманов.
Вы знаете, если вернуться к опыту Европы, то там, так называемый, «Новый подход» существует уже 24 года. За это время принято 22 европейских Директивы. И на принятие каждой из них уходит 2-3 года. То есть, нам не надо сегодня гнаться за количеством. Нам надо добиться, чтобы те регламенты были качественными, сопровождались внесением изменений в смежное законодательство. И самое главное – чтобы они выполнялись, чтобы существовал механизм, обеспечивающий их применение.
Вопрос.
Ну, а до тех пор, чем будет регулироваться наша промышленность?
Лоцманов.
Дело в том, что наша промышленность – и транспорт, и связь, и энергетика – они продолжают жить по стандартам, созданным в советское время, и по международным стандартам. Примерно 40% стандартов, используемых сегодня в России, это международные стандарты в той или иной сфере.
Вопрос:
Но они же не обязательны к исполнению?
Лоцманов.
Дело в том, что   до выхода технических регламентов требования стандартов, которые касаются обеспечения безопасности, являются обязательными. То есть, мы сегодня продолжаем жить по стандартам. И даже если мы будем принимать технические регламенты, все равно их основой будут стандарты. Поэтому нам сегодня нужно особое внимание уделить обновлению нашего фонда стандартов.
Вопрос:
А в чем тогда смысл создания технических регламентов?
Лоцманов.
В советское время все требования стандартов были обязательными. Ну, если взять стандарт на лифты. Все требования и к приводу лифта, и к тормозам, и к размеру кабины, и к отделочным материалам – все было обязательным, все должно было делаться одинаково. Сегодня мы говорим о том, что обязательными должны остаться только требования к безопасности.
Вопрос:
А как тогда будет регулироваться качество продукции?
Лоцманов.
 Эти стандарты и будут регулировать качество. Дело в том, что в этих стандартах закладываются и требования к качеству продукции. Но там закладывается минимальный уровень, минимальные требования к качеству. А если вы хотите сделать более качественную продукцию, то в этом вы свободны. И не случайно говорится о добровольности выбора стандарта как нормативного документа.
Вопрос:
Как вы относитесь к инициативе Дмитрия Медведева создать специальный орган, который будет заниматься разработкой технических регламентов?
Лоцманов.
Мы полностью поддерживаем это решение. И, надо сказать, что мы уже неоднократно выступали за такой подход. Тем более что сегодня существует такой координирующий орган – Минпромторг. Но, безусловно, нужно его права по принятию регламентов расширить. И еще очень важно: залогом качества регламентов будет являться его работа на паритетных началах с объединениями промышленников и предпринимателей, общественностью.
Вопрос:
Каким образом вы в этом участвуете?
Лоцманов:
Мы участвуем очень активно. Наш Комитет в рамках РСПП занимается реформой уже 5 лет. Мы проводим большую работу, и все наши программы осуществляются совместно с Ростехрегулированием. Надо также сказать, что весной этого года мы подписали соглашение с Минпромторгом о совместной работе над проектами технических регламентов. И это соглашение приносит свои плоды.
Вопрос:
В следующем году – сколько технических регламентов нам стоит ожидать?
Каковы планы?
Лоцманов.
Прогнозы здесь разные, но я думаю, что если мы примем 10-15 регламентов, но – качественных… Нам не надо гнаться за сроками, за количеством регламентов. Но нам надо принять их и сделать так, чтобы они работали на деле.
Спасибо большое.

 

 

Чтобы получить право на написание комментариев, авторизуйтесь.


Счетчик

Яндекс.Метрика

 

Информация для собственников МКД





|

Уголок Потребителя

СЛУЖБА ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА

 
© Общественный Совет по промышленной политике и
техническому регулированию Калининградской области
126040, г. Калининград, ул. Сергеева, 14-412
тел. (4012) 53-22-93, email: npostrko@mail.ru
Рейтинг@Mail.ruСоздание и поддержка сайта:
© Веб-cтудия «Вдохновение»